Петру Грушину – 115 лет

размещено в: НОВОСТИ | 0

Сегодня 115 лет со дня рождения Пётра Дми́триевича Гру́шина

(15 января 1906, Вольск — 29 ноября 1993, Москва) — советского и российского учёного, авиаконструктора и конструктора в области ракетной техники, академика АН СССР (1966). Члена ЦК КПСС (1966—1986). Дважды Героя Социалистического Труда. Лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Родился 15 января 1906 года на окраине города Вольск, Саратовской губернии. Отец работал плотником, в семье 7 детей.

Начальное образование: 1914 год — церковно-приходская школа, Вольское городское училище. 1921 год — Профтехшкола имени Ильича.

С 1925 года работает на заводе «Возрождение» (г. Марксштадт, Поволжье), кожевенном и ремонтном заводах (г. Вольск).

Мечтал стать лётчиком , но был отбракован медкомиссией. В 1928 году комитетом комсомола направлен на учёбу в Ленинград на кораблестроительный факультет политехнического института, отделение подготовки специалистов гидроавиации. С 1930 года в Московском авиационном институте. Учился на отлично, в 1932 году, получил диплом инженера-механика по самолётостроению. Дипломный проект, легкомоторный самолёт «Бригадный».

По окончании института работал в ЦКБ авиазавода № 39, затем, главным конструктором КБ МАИ. Работает над проектом сверхдальнего самолёта «Сталь-МАИ», модернизацией У-2, созданием легкомоторного самолёта тандемной аэродинамической схемы, «Октябрёнок» или «Небесная блоха» (первая самостоятельная работа), штурмовика МАИ-3, ближнего бомбардировщика ББ-МАИ.

В 1940 году переведён на должность главного конструктора авиационного завода № 135 в Харькове, где работает над обеспечением серийного выпуска ББ-1 (Су-2), и разработкой двухмоторного истребителя ДИС-135 (Гр-1).

После начала войны назначен заместителем авиаконструктора Семёна Лавочкина. При организации серийного выпуска новых истребителей Ла-5 и Ла-7 на авиационных заводах № 21 (Горький) и № 381 (Москва), проявил себя как талантливый руководитель, награждён двумя орденами Ленина.

После войны работал в министерстве авиапромышленности и спецкомитете по реактивной технике. С осени 1948 года декан МАИ и проректор по научной работе.

С 20 ноября 1953 года Пётр Дмитриевич назначен его руководителем Машиностроительного конструкторского бюро «Факел» на должность «Главный конструктор — начальник ОКБ». С этого момента до конца 1980-х имя авиаконструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.

Первая работа ОКБ Грушина — ракета В-750 для комплекса С-75 принесла успех, в ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высокие ТТХ, надёжность, простота эксплуатации, дешевизна и технологичность конструкции.

7 октября 1959 года над Китаем, С-75 впервые в мире сбивает высотный самолёт-разведчик РБ-57Д, полёты над Китаем прекращаются.

1 мая 1960 года над территорией СССР, сбит, считавшийся неуязвимым, американский высотный разведчик U-2, это вызывает международный скандал и полёты над СССР прекращаются.

С 1965 года ЗРК С-75 впервые в мире массово применяются в военных действиях во Въетнаме. Уничтожено от 200 (данные США) до 2000 (данные СССР) самолётов в том числе более 50 летающих крепостей B-52. Без поддержки авиации американские войска не могли вести наступательные операции, война затягивалась и это решило её исход.

Фактически, ракеты Грушина совершают революцию в тактике применения авиации и показывают, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и политического влияния в мире.

За создание изделия C-75 комплекса Двина Пётр Дмитриевич Грушин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденом Ленина, 30 декабря 1958 года, для вручения наград, на завод приезжают руководители государства Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев.

4 марта 1961 года, ракетой В-1000, в составе экспериментальной «системы А» на полигоне «Сары-Шаган» (ГНИИП-10), впервые в мире, поражена боеголовка баллистической ракеты дальнего действия Р-12.

За 38 лет, под управлением Грушина, ОКБ «Факел», стало одной из ведущих ракетных фирм. Здесь созданы передовые образцы ракетной техники стоящие на вооружении более чем в 50 странах мира.

Для зенитных комплексов: С-75 (1Д, 11Д, 13Д, 17Д, 20Д, 5Я23, 22Д), С-125 (5В24, 5В27, 5В27ДЕ), С-175 (В-850), С-200 (5В21, 5В28), С-300П (5В55, 48Н6), «Круг» (19Д, 4К60), «Оса» (9М33), «Тор» (9М330), М-1 «Волна» (4К90, 4К91), М-2 «Волхов-М» (13ДМ), М-3 (В-800), М-11 «Шторм» (4К60), Оса-М (9М33), «Клинок» (9М330), С-300Ф «Форт» (5В55РМ, 48Н6).
Для систем противоракетной обороны: Система «А» (В-1000), Сатурн (5В21),С-225 (5Я27, В-758, В-825), А-35 Алдан (5В61), А-135 Амур (51Т6).
Ракеты класса «воздух-воздух»: РС-1У, РС-2У, К-6, В-148, В155, а также серия экспериментальных проектов.

ЗРК С-125 «Нева». Пусковая установка 5П73. Зенитный ракетный комплекс С-125 «Нева» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-10000 метров, на дальностях 3,5-12 км. Был принят на вооружение в 1961 г. В 70-х гг. применялся в боевыху словиях на Ближнем Востоке (Египте и Сирии). В 1999 г. в Югославии ракетой этого комплекса был сбит американский F-117A.
ЗРК – С-200 Пусковая установка 2П72. Перевозимаяя зенитная ракетная система большой дальности С-200 была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. С-200 предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения. ЗРС С-200 обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, в том числе воздушных командных пунктов, самолетов ДРЛОиУ, постановщиков помех и другими пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. С-200 всепогодная система и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

В Парковом комплексе истории техники представлены ЗРК в разработке которых принял непосредственное участие Пётр Дмитриевич Грушин.

ЗРК С-75. Пусковая установка с ракетой. Комплекс принят на вооружение в 1957 г. Этот подвижный ЗРК за долголетнюю службу в ВС различных стран пережил множество модернизаций, в ходе которых ТТХ постоянно улучшались. Комплексы С-75 определили целую эпоху в развитии отечественных войск ПВО страны. С их созданием ракетное оружие вышло за пределы Подмосковья, обеспечив прикрытие важнейших объектов и промышленных районов практически по всей территории СССР. С-75 является самым массовым ЗРК по применению в боевых условиях за всю историю ракет в ПВО. Ракеты этого комплекса сбили в 1960 г. U-2 Пауэрса над Свердловском. В 1962 г., в разгар Карибского кризиса над Кубой был сбит еще один U-2. Но наиболее масштабно было применение С-75 во Вьетнаме. Там счет сбитых этими ракетами американских самолетов шел уже на сотни.
ЗРК С-300. Радиолокатор подсвета цели и наведения и антенный пост низковысотного обнаружителя, установленные на универсальных передвижных вышках 40В6М. Сооружения поистине циклопические, приходится отходить далеко, чтобы они поместились в кадр целиком, благо, территория музея это позволяет.
ЗРК С-300ПС. ПУ 5П85. Самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П, получивший обозначение С-300ПС (экспортный вариант — С-300ПМУ) поступил на вооружение войск ПВО страны с 1982 г. Предназначен для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления. Способен уничтожать баллистические и аэродинамические цели. Имеется возможность нанесения ударов по наземным целям с заранее известными координатами. Стал первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до 6 целей и наводить по ним до 12 ракет.

С наступлением весны и таянием снегов ждём в Парке, чтобы поближе рассмотреть наши экспонаты.

На фото: С-125 , С-200, С-75, С-300П из экспозиции Парка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *