Сегодня 116 лет со дня рождения Пётра Дми́триевича Гру́шина
(15 января 1906, Вольск — 29 ноября 1993, Москва) — советского и российского учёного, авиаконструктора и конструктора в области ракетной техники, академика АН СССР (1966). Члена ЦК КПСС (1966—1986). Дважды Героя Социалистического Труда. Лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Родился 15 января 1906 года на окраине города Вольск, Саратовской губернии. Отец работал плотником, в семье 7 детей.
Начальное образование: 1914 год — церковно-приходская школа, Вольское городское училище. 1921 год — Профтехшкола имени Ильича.
С 1925 года работает на заводе «Возрождение» (г. Марксштадт, Поволжье), кожевенном и ремонтном заводах (г. Вольск).
Мечтал стать лётчиком , но был отбракован медкомиссией. В 1928 году комитетом комсомола направлен на учёбу в Ленинград на кораблестроительный факультет политехнического института, отделение подготовки специалистов гидроавиации. С 1930 года в Московском авиационном институте. Учился на отлично, в 1932 году, получил диплом инженера-механика по самолётостроению. Дипломный проект, легкомоторный самолёт «Бригадный».
По окончании института работал в ЦКБ авиазавода № 39, затем, главным конструктором КБ МАИ. Работает над проектом сверхдальнего самолёта «Сталь-МАИ», модернизацией У-2, созданием легкомоторного самолёта тандемной аэродинамической схемы, «Октябрёнок» или «Небесная блоха» (первая самостоятельная работа), штурмовика МАИ-3, ближнего бомбардировщика ББ-МАИ.
В 1940 году переведён на должность главного конструктора авиационного завода № 135 в Харькове, где работает над обеспечением серийного выпуска ББ-1 (Су-2), и разработкой двухмоторного истребителя ДИС-135 (Гр-1).
После начала войны назначен заместителем авиаконструктора Семёна Лавочкина. При организации серийного выпуска новых истребителей Ла-5 и Ла-7 на авиационных заводах № 21 (Горький) и № 381 (Москва), проявил себя как талантливый руководитель, награждён двумя орденами Ленина.
После войны работал в министерстве авиапромышленности и спецкомитете по реактивной технике. С осени 1948 года декан МАИ и проректор по научной работе.
С 20 ноября 1953 года Пётр Дмитриевич назначен его руководителем Машиностроительного конструкторского бюро «Факел» на должность «Главный конструктор — начальник ОКБ». С этого момента до конца 1980-х имя авиаконструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.
Первая работа ОКБ Грушина — ракета В-750 для комплекса С-75 принесла успех, в ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высокие ТТХ, надёжность, простота эксплуатации, дешевизна и технологичность конструкции.
7 октября 1959 года над Китаем, С-75 впервые в мире сбивает высотный самолёт-разведчик РБ-57Д, полёты над Китаем прекращаются.
1 мая 1960 года над территорией СССР, сбит, считавшийся неуязвимым, американский высотный разведчик U-2, это вызывает международный скандал и полёты над СССР прекращаются.
С 1965 года ЗРК С-75 впервые в мире массово применяются в военных действиях во Въетнаме. Уничтожено от 200 (данные США) до 2000 (данные СССР) самолётов в том числе более 50 летающих крепостей B-52. Без поддержки авиации американские войска не могли вести наступательные операции, война затягивалась и это решило её исход.
Фактически, ракеты Грушина совершают революцию в тактике применения авиации и показывают, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и политического влияния в мире.
За создание изделия C-75 комплекса Двина Пётр Дмитриевич Грушин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденом Ленина, 30 декабря 1958 года, для вручения наград, на завод приезжают руководители государства Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев.
4 марта 1961 года, ракетой В-1000, в составе экспериментальной «системы А» на полигоне «Сары-Шаган» (ГНИИП-10), впервые в мире, поражена боеголовка баллистической ракеты дальнего действия Р-12.
За 38 лет, под управлением Грушина, ОКБ «Факел», стало одной из ведущих ракетных фирм. Здесь созданы передовые образцы ракетной техники стоящие на вооружении более чем в 50 странах мира.
Для зенитных комплексов: С-75 (1Д, 11Д, 13Д, 17Д, 20Д, 5Я23, 22Д), С-125 (5В24, 5В27, 5В27ДЕ), С-175 (В-850), С-200 (5В21, 5В28), С-300П (5В55, 48Н6), «Круг» (19Д, 4К60), «Оса» (9М33), «Тор» (9М330), М-1 «Волна» (4К90, 4К91), М-2 «Волхов-М» (13ДМ), М-3 (В-800), М-11 «Шторм» (4К60), Оса-М (9М33), «Клинок» (9М330), С-300Ф «Форт» (5В55РМ, 48Н6).
Для систем противоракетной обороны: Система «А» (В-1000), Сатурн (5В21),С-225 (5Я27, В-758, В-825), А-35 Алдан (5В61), А-135 Амур (51Т6).
Ракеты класса «воздух-воздух»: РС-1У, РС-2У, К-6, В-148, В155, а также серия экспериментальных проектов.
В Парковом комплексе истории техники представлены ЗРК в разработке которых принял непосредственное участие Пётр Дмитриевич Грушин.
С наступлением весны и таянием снегов ждём в Парке, чтобы поближе рассмотреть наши экспонаты.
На фото: С-125 , С-200, С-75, С-300П из экспозиции Парка
Добавить комментарий