Кириченко Григорий Сергеевич

размещено в: НОВОСТИ | 0

12 мая 2024 года перестало биться сердце большого друга Паркового комплекса истории техники – Григория Кириченко, дяди Гриши – так его здесь звали.

Григорий Сергеевич Кириченко — Герой Российской Федерации, наш земляк, (проживал в селе Ягодное Ставропольского района Самарской области), участник Афганской войны (1979—1989), участник Первой чеченской войны.

Родился 28 сентября 1954г. в Луганской области (Украина). После окончания школы работал литейщиком. В 1972 году призван в армию, срочную службу проходил сержантом в танковых войсках в Чехословакии. По окончании службы остался в армии, окончил школу прапорщиков, получил специальность «инструктор по вождению танков».

В 1980 —1988 годах участвовал в боевых действиях в Демократической республике Афганистан, сопровождал автоколонны с боеприпасами, продовольствием.

В 1988 —1992 в звании старшего прапорщика продолжал службу в учебном центре боевой подготовки, обучал военному делу афганцев, в том числе личную гвардию президента Афганистана Наджибуллы.

В 1992—1994 годах после вывода советских войск и распада СССР служил в армии Узбекистана. Во время гражданской войны в Таджикистане с оружием в руках защищал русское население.

В 1994 году был вынужден уехать в Россию, в Самарскую область. Продолжил службу старшим техником 1-й роты 81-го гвардейского мотострелкового полка 90-й гвардейской танковой дивизии 2-й гвардейской танковой армии Приволжского военного округа, расквартированного в поселке Рощинский.

В середине декабря полк был направлен на Северный Кавказ в Чечню. 18 декабря 1994 года 81-й полк прибыл в Моздок и разместился на аэродроме, а в 5 утра 27 декабря колонна полка выступила из Моздока на Грозный.

Чечня

31 декабря 1994 года участвовал в составе 1-роты 81-го гвардейского мотострелкового полка, приданного 131 Майкопской бригаде, в штурме Грозного.

Не встретив поначалу никакого сопротивления, рота прошла несколько кварталов по Комсомольской улице, как вдруг на перекрёсток выскочила белая Тойота, как ёжик утыканная гранатомётами. Подбив головную машину, боевики перекрыли колонне путь вперёд. Стрельба послышалась и из соседних знаний. Вошедшая в город колонна попала в засаду.

Боевики вели шквальный огонь по танкам и БМП федеральных войск, а медики не могли добраться до раненых.

Замыкающей в колонне шла БМП техпомощи, экипаж БМП Григория Кириченко состоял … из двух человек. По команде Кириченко, механик-водитель Юрий Бажайкин заехал в ближайший двор. Кириченко занял место наводчика и самостоятельно уничтожил  пулеметную точку противника, которая вела интенсивный огонь.

Затем Кириченко и Бажайкин погрузили в отделение десанта первых пятерых раненых, кружными путями, от центра Грозного, отвезли их в медсанбат и взяв с собой сержанта-медика вернулись в бой. В десантном отсеке БМП Кириченко было вывезено из окружения 68 раненых солдат и офицеров 81 полка и 131-й Майкопской бригады, в том числе тяжело раненый командир 81-го полка, полковник Ярославцев. Кроме того, экипаж Кириченко вывез с поля боя 28 тел павших солдат и офицеров. По приказу исполняющего обязанности командира полка подполковника Станкевича И.В., Кириченко доставил пополнение – псковских десантников (42 человека) и боеприпасы к осаждённым бойцам федеральной группировки.

Из воспоминаний Григория Кириченко

Позднее Григорий вспоминал, что наступила растерянность от внезапного огня – «слева, справа, из-под земли…» Настоящая огненная «свистопляска» и это при том, что к городским боям военные не готовились. Обучение боевым действиям проходило в полевых условиях по принципу «вперед, ура!».

Командованием было принято решение открыть артиллерийский огонь, чтобы сломить сопротивление противника. Для этого необходимо было механизированную колонну, в которой находился Кириченко, отвести назад. Полученный приказ «Полный назад!» малоопытным механикам выполнить было непросто: ширина улицы не давала возможности развернуться и уйти с Комсомольской. Началась неразбериха – машины наезжали друг на друга, моторы глохли. Танки сминали боевые машины пехоты, корежили их, как банки. Позднее вспоминалось летящее железо и покореженные БМП…

Пока длилось замешательство военных, боевикам удалось занять выгодную позицию, с которой можно было прямой наводкой, в упор расстреливать БМП из гранатометов. Только в течение первых 10 минут было уничтожено 3 машины. Выбиравшиеся из БМП члены экипажа, становились отличной мишенью для боевиков. Спустя полчаса мясорубки насчитывались десятки убитых и раненых. Григорий Кириченко понимал, что оставлять сослуживцев – значит отдать их в руки боевиков, в плен, из которого они уже не спасутся. Под непрекращающимся шквальным огнем он самостоятельно начинает эвакуировать раненых бойцов. Григорий вспоминал, что его машина была «забита» под завязку ранеными и убитыми товарищами, и тогда он принимает единственное верное на тот момент решение – прорываться к своим. Не разбирая, напролом, без какого-либо прикрытия, он ведет машину в расположение ближайшего медсанбата. Оставив раненых на попечение медиков, сам возвращается в самое пекло боя.

Для прорыва к своим Григорию пришлось присоединиться к колонне, но до цели добраться не удалось: на площади «Минутка» их встретил огонь боевиков. Колонну разбили, а БМП Кириченко оказалась отрезанной от батальона. На нее буквально обрушился поток огня противника. Вычислив огневую точку боевиков, расстреливающих машину, он уничтожает ее и двигается дальше. За это время колонна подкрепления уже продвинулась далеко вперед, и пытаться догнать ее по центральной улице сродни самоубийству. Было принято единственно верное решение на тот момент – прорываться в сторону ЖД вокзала надо окольными дорогами. Решение принято, но надо выработать маршрут, для чего необходимо изучить карту местности. В БМП рассмотреть карту не представлялось возможным, Кириченко с командой перебираются в близлежащее здание, которое тут же подвергается огню со стороны боевиков.

Ранение

2 января (1995 года) Григорий Кириченко был тяжело ранен (пуля раздробила локоть руки), но довел машину до медсанбата и вместе с другими эвакуирован в госпиталь. БМП Кириченко на обратном пути была подбита танком боевиков, экипаж сгорел. Решили, что погиб и сам старший прапорщик.

На малой Родине героя его «похоронили», установили памятник, указав на мраморной плите дату гибели 02.01.1995г.  Указом Президента Российской Федерации, от 21 июня 1995 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, старшему прапорщику Кириченко Григорию Сергеевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации. Посмертно.

Вычеркнули имя Григория Кириченко из списков погибших лишь после вручения ему Золотой звезды лично Борисом Ельциным в Кремле, в январе 1996 года.

В запасе

С 2016 года Кириченко участвовал в реставрации парковой техники: Нона-С, БТ-7, БМП-2 и других машин. Он же зачастую первым выводил восстановленную технику из ремонтных мастерских.

Много лет Григорий Сергеевич передавал свой огромный опыт и знания бронетанковому хозяйству Паркового комплекса, помогал восстанавливать технику и водил эту технику на мероприятиях, встречался с молодёжью, с бойцами.

Имя отважного прапорщика увековечено на памятнике Героям поблизости с Домом Офицеров в Самаре, Приволжско-Уральского военного округа РФ.

С 2021 года имя Кириченко носит юнармеский отряд, созданный при в\ч 90600 п.г.т Рощинский Самарской области.

В ноябре 2022 года, обращаясь к мобилизованным военнослужащим в пункте временной дислокации, Григорий Сергеевич сказал: «Ребятки, хочу вам пожелать не трусить, быть мужественными и решительными. Слушайте своих командиров, будьте сильными и выручайте друг друга. Вы сегодня призваны в армию, а значит, вы должны служить Родине и защищать её.»