В истории мирового авиастроения существуют самолёты, ставшие настоящими долгожителями из-за своей удачной конструкции. К таким машинам можно отнести, например, Douglas DC-3, строившийся в СССР под индексом Ли-2. Вошли в историю отечественного авиастроения летающая лодка Ш-2 и ближнемагистральный Ан-2. Однако, пожалуй, самым известным из таких самолётов и настоящей «крылатой легендой» стал учебный самолет конструкции Поликарпова – У-2 – совершивший 7 января 1928 года свой первый полёт. За время производства (с 1928 по 1954 гг.) было выпущено около 33000 самолетов По-2: именно так стал именоваться этот самолет после смерти его создателя в 1944 году.
Своим появлением У-2 обязан потребности ВВС РККА в начале 1920-х годов в новом учебном самолете. Теперь считалось, что первый самостоятельный вылет начинающий пилот должен совершать на машине первоначального обучения, а не на тренировочной (переходной), как это было ранее.
В 1923 году Николай Николаевич Поликарпов приступил к созданию учебно-тренировочных аппаратов. С 1923 по 1925 год им были созданы несколько вариантов учебных самолетов, по тем или иным причинам не подходивших для решения поставленной задачи из-за постоянно изменяющихся технических требований заказчика. В 1925 году было окончательно сформировано техническое задание для «самолета первоначального обучения с двигателем мощностью около 100 л.с.». Тем не менее, еще до уведомления о начале конструкторских работ над новой машиной, Н.Н. Поликарпов разработал эскизный проект нового самолета. Вопрос, как обычно, упирался в выбор двигательной установки. Лишь к середине 1926 года были построены двигатели М-11 (А.Д. Швецов) и М-12 (Н.Р. Брилинг). 3 июля 1926 года Поликарпов официально приступил к разработке учебно-тренировочного самолета У-2 с двигателем М-12: предпочтение было отдано именно ему. Конструируя новую машину, Николай Николаевич шел по пути унификации агрегатов и узлов самолета, им был введен целый ряд новшеств, делавщих машину дешевой в производстве и легкой в освоении.
С начала Великой Отечественной войны У-2 был призван в ряды ВВС РККА в роли связного, санитарного, транспортного и боевого самолета. В роли легкого бомбардировщика У-2 оказывал весомую поддержку советским войскам. Работая, как правило, в ночное время, имея бомбовую нагрузку до 400 кг, этот самолет всегда держал в напряжении передний край немецких войск. Немецкие летчики получали за сбитый биплан У-2 полторы тысячи рейхсмарок, что было существенно больше, чем за сбитый истребитель. Наиболее известным полком ночных бомбардировщиков, вооруженных У-2, был 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, которым командовала Е. Бершанская. «Ночные ведьмы» стали символом легкой бомбардировочной авиации, несмотря на то, что «мужских» полков, выполняющих те же самые функции, было значительно больше.
У-2 (По-2) многие годы оставался единственным самолетом первоначального летного обучения в школах и аэроклубах Осоавиахима, а затем ДОСААФа. Только лишь за годы войны этот самолёт позволил подготовить около ста тысяч летчиков для ВВС РККА.
На видео — полёт ПО-2 над Парковым комплексом 29 июля 2018 года
Добавить комментарий