4 августа — сегодня День Рождения Константина Григорьевича Сахарова (1939 – 2007гг.) , человека, с именем которого неразрывно связана история Волжского автозавода и города Тольятти. Это имя — синоним с такими понятиями, как: «технический музей ВАЗа», «тольяттинский хоккей», «НТЦ ВАЗа». В этой заметке собраны восемь фактов из жизни Константина Григорьевича, подтверждённых публикациями в СМИ и архивными документами. Эти факты изложены в трёхтомной книге историка Александра Степанова «АВТОВАЗ.Хроника истории».
Он родился в 1939 году, Западной Белоруссии, теперь это Польша. Четыре года служил на Северном флоте, на крейсере «Александр Невский». Окончил, с отличием, Ленинградский политехнический институт. В 1969 году приехал на ВАЗ. Так начался долгий путь служения заводу, городу, людям.
Жизнь удалась. В ней было много проблем и бессонных ночей, работы на износ, радости, разочарований и достижений. Это общая судьба тех самых, великих «вазовских первопроходцев». Они не имели шаблона и примера для решения сиюминутных задач выживания и развития нераздельного организма «завода-города».
Свою карьеру на производстве, Константин Сахаров начал мастером, затем выдвинулся по партийной линии. Пост заместителя секретаря парткома стотысячного коллектива… ответственный и трудный. Но есть уже плоды и отличия.
В 1978 году заместитель секретаря парткома АвтоВАЗа Константин Григорьевич Сахаров награждён Серебряной медалью ВДНХ: «За разработку и применение новой структуры предприятия, прогрессивных форм организации труда и заработной платы, развитие эффективного социалистического соревнования, высококвалифицированную подготовку кадров, высвобождение 15,5 тысяч производственных рабочих, достижение проектной трудоемкости всеми производственными бригадами, аттестацию 4 моделей (из 5-ти) автомобилей «Жигули» на государственный Знак качества». (Источник: Постановления главного комитета Выставки достижений народного хозяйства СССР. 1975-1989 гг. – Мемориальный архив отдела рекла мы дирекции по общественным связям ОАО «АВТО ВАЗ»).
Достойно. С партийной работы Константин Григорьевич переходит на производственную. Ему ещё нет пятидесяти лет.
Находим в городском архиве Тольятти упоминание:
25 апреля 1986 год.
– министр автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляков подписал приказ № 279 «Об участии предприятий отрасли в советско-вьетнамском сотрудничестве по подготовке квалифицированных рабочих для Социалистической Республики Вьетнам». Приказ отмечает положительный опыт работы в этом направлении предприятий объединения «АвтоВАЗ». За активное участие в организации приема, размещения и подготовки квалифицированных кадров заместителю генерального директора по кадрам К.Г. Сахарову объявлена благодарность с выплатой денежной премии в размере 100 рублей. (Источник: фонд Р-352, опись 5, дело № 1, лист 265.)
Современников наверно поразит и развеселит сумма премии. Но представим, не то, что означают эти 100 рублей в 1986 году. Важен сам факт приказа министра автопрома СССР, отметившего положительный опыт. Дело не в деньгах. Поколение советских руководителей, к которым принадлежали Виктор Поляков и Константин Сахаров — решали и вникали во все производственные и непроизводственные проблемы людей. Пусть это было следствием той самой коммунистической идеологии, мечты о гармонически развитой личности, следованием «кодексу строителя коммунизма». ВАЗ продолжал работать, с огромными трудностями, несмотря на нарастание социально-экономического и формационного кризиса всего социалистического лагеря…
В 1986 году, после визита в Тольятти генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, начинается строительство Научно-технического центра. Константин Григорьевич продолжает работу заместителем генерального директора по кадрам. «Забот — выше Дворца Спорта!», — как шутили в Тольятти. Сахаров понимает – других людей в Тольятти и СССР у него нет. Вьетнамцы и школьники, работающие на конвейере – это не решение проблем с кадрами. Заводу и городу нужны добросовестные, квалифицированные, образованные, культурные люди. Нужно вовлекать людей в спорт. А спорт — № 1? Это хоккей! Константин Сахаров со всей энергией поддерживает хоккейную «Ладу», футбол, детские секции. Городу нужно жильё, городу нужны в условиях кризиса плановой экономики, стабильные поставки продовольствия и промышленных товаров. У ВАЗа есть дефицитнейшая, пользующаяся спросом продукция – автомобили и запчасти. Это можно поменять на продовольствие и промтовары. Завод в очередной раз берёт на себя функции государства. Вклад Константина Сахарова неоспорим.
7 февраля 1989 г.
– для обеспечения трудящихся ВАЗа промышленными и продовольственными товарами создана закупочная комиссия Волжского автозавода в составе: первый заместитель генерального директора А.В. Николаев, заместитель генерального директора по экономике А.И. Ясинский, заместитель генерального директора по кадрам К.Г. Сахаров, заместитель генерального директора по общественному питанию В.Г. Горшков, председатель профкома В.П. Пересыпкинский, помощник заместителя генерального директора по экономике Р.Д. Кислюк, председатель совета трудового коллектива С.В. Клейменов. (Источник: фонд Р-352, опись 5, дело № 922, лист 1. – Управление по делам архивов мэрии г. Тольятти).
Можно спорить и оспаривать эти решения с точки зрения правовых коллизий, полномочий руководителей предприятия. Но факт – налицо. Развала завода и распада коллектива предприятия не произошло, благодаря действиям вазовских руководителей, опиравшихся на советы трудовых коллективов. Сахаров прекрасно понимает, нужно беречь высококвалифицированные кадры, растить смену. Нужно работать со всеми, даже оступившимися.
Читаем выдержку из архивных документов 1989 года :
27 мая 1989г.
– исполнительный комитет Автозаводского районного совета народных депутатов г. Тольятти рассмотрел вопрос «О работе руководства Волжского автомобильного завода по усилению борьбы с лицами, ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Исполком принял к сведению, что на ВАЗе действует координационный совет по профилактике правонарушений под председательством заместителя генерального директора по кадрам К.Г. Сахарова, в 5-ти производствах созданы бюро дисциплины; количество уволенных по ст. 33, пункт 3, 4, 7 КЗоТ РСФСР за январь-апрель 1986 года составило 266 человек (против 484 работников в тот же период 1985 года); положительный опыт по работе с лицами особой категории отмечен в СКП ВАЗа, где за каждым лицом закреплен шеф-наставник. Опыт сборочно-кузовного производства ВАЗа исполкомом рекомендован к распространению. Руководству Волжского автозавода рекомендовано не допускать случаев необоснованного отказа в приеме на работу лиц особой категории по направлениям райисполкома. (Источник: фонд 300, дело № 671, листы 14-16. – Управление по делам архивов мэрии г. Тольятти).
В 1991 году, прекратил своё существование Советский Союз. Появились полтора десятка независимых государств. Сто двадцатитысячный коллектив Волжского автозавода и город Тольятти оказались перед пугающей перспективой остановки производства градообразующего предприятия. Распались прежние многолетние экономические связи, не только с бывшими социалистическими странами, но и с партнёрами и поставщиками, оказавшимися за пределами России. Выход был только один. Нужно оптимизировать и переформатировать структуру управления объединением АВТОВАЗ!
Читаем в прессе за 1994 год.
7 октября 1994 г.
– совет директоров АО «АВТОВАЗ»принял решение создать вместо дирекций 5 генеральных департаментов по основным направлениям. Генеральным директором департамента развития АО «АВТОВАЗ» назначен К.Г. Сахаров, департамента маркетинга, торговли и технического обслуживания – А.Г. Зибарев, экономики и финансов – Н.А. Глушков, производственной деятельности – А.В. Николаев, работы с персоналом – Ю.Б. Степанов. (Источник: Исаков В. Поляков В.Н.: «Выход из существующего положения не только может, но и обязан быть найден». – Волжский автостроитель, 11.01.95, с. 3; Дятчин В. Информация к размышлению. – Волжский автостроитель, 06.10.94, с. 1; Информационное сообщение о третьем заседании совета директоров АО «АВТОВАЗ». – Волжский автостроитель. 27.10.94).
Пять лет напряжённой работы. Задачи выживания завода актуальны, как никогда. В Россию хлынул поток качественных иномарок Нужно срочно организовать производство нового семейства автомобилей на платформе «Калины». Нельзя сдавать завоёванных на рынке позиций.
29 октября 1999 года
– прошло стратегическое совещание у вице-президента по техническому развитию АО «АВТОВАЗ» К.Г. Сахарова по проекту автомобилей семейства ВАЗ-1119. Обсуждались конкретные сроки подготовки производства «Калины». Начало промышленного выпуска определено 2003 годом. Совещание подтвердило, что постановка на производство нового «семейства» – верный и единственный способ выживания завода. (Источник: Стуканова Д. Мистика и реалии в судьбе нового автомобиля. – Волжский автостроитель, 02.11.99, с. 1).342
Проходят дни, недели месяцы и годы. Наступил, наконец для нашего героя день, прощания с работой, которой отданы десятилетия.
10 марта 2004 года
– объявлено об отставке в связи с уходом на пенсию вице-президента ОАО «АВТО ВАЗ» по техническому развитию К.Г. Сахарова. (Источник: Краснов Н., Торгашева Ю. Сахаров ушел. – Постскриптум, 15.03.04, с. 11; Краснов Н. Романтик из «шоколадки». – Площадь Свободы, 12.03.04, с. 4; Порозова М. «Игрушки» Сахарова. – Площадь Свободы, 12.03.04, с. 4; Краснов Н. Кто на смену? – Площадь Свободы, 12.03.04, с. 4; Абдуллина Л. АВТО ВАЗ лишился вице-президента. – Коммерсантъ-Среднее Поволжье, 12.03.04, с. 12; Стуканова Д. Тяжела ли «шапка Мономаха»? – Волжский автостроитель, 04.08.99, с. 2; Кошеров Е. Николаев – Сахаров: жизнь по сценарию. – Хронограф, 02.10.06, с. 16).
Последнее упоминание об Константине Григорьевиче Сахарове в книге «АВТОВАЗ.Хроника истории»
30 октября 2004 г.
– бывший вице-президент по техническому развитию ВАЗа, основатель Технического музея Константин Григорьевич Сахаров удостоен медали «За вклад в наследие народов России», учрежденной Конгрессом Российского союза исторических городов и регионов за особые заслуги в деле сохранения и приумножения историко-культурного и природного наследия народов России. (Источник: Волжский автостроитель, 12.10.04, с. 1).
Символично, что в названии этой награды, упомянуты очень важные в жизни человека вещи. Действительно, Константин Григорьевич Сахаров оставил после себя не только зелёный, ухоженный парк, с прекрасным природным ландшафтом и исторической техникой. Он оставил добрую память, как о человеке, организаторе и руководителе. Сахаров неотделим от поколения созидателей, людей-примеров. Они всегда остаются с нами, они дают нам возможность обрести опору, веру в собственные силы, стать той степенью сравнения, примером достойного ответа вызову времени и обстоятельств.
PS На фото хоккейная команда руководства ВАЗа в 1982 году. Присмотритесь внимательно, вы многих узнаете.
Добавить комментарий