Дважды исторический день 30 ноября 2018 года
Утром в Парк прикатили студенты. Пообщались на тему танков, самолётов и различий восьмидюймовых орудий Б-4. Затем мы отправились в Библиотеку Автограда. Мы — это двенадцать будущих бакалавров историков Тольяттинского госуниверситета (2019 года выпуска), и я — тринадцатый, — выпускник Куйбышевского государственного университета, 1986 года.
30 ноября 2018 г. – особый день для историков, ведь нас пригласили ответить на вопросы теста по истории России.
Признаться, поначалу, легкомысленно отнёсся к тесту. Позднее мнение изменилось. Удивили студенты. Через пятнадцать минут они дружно покинули ряды тестируемых, а я всё сидел, вспоминал, кусал ручку и раздумывал: «Где подвох?». На передних рядах, маялись, как и я, другие горожане. Сзади, в кромешной тишине, скрипел мыслями, полыхая красным свитером, известный литератор Сергей Сумин… ))
Признаюсь, формулировки части вопросов показались некорректными. Позже, заглянув в «гуглы и яндексы», — понял причину своего смущения. В ответах на вопрос: «Когда США вступили во Вторую мировую войну?» авторы теста, правильной датой, назвали 1944 год…. В сети там и тут всплывала эта же дата. «Торжество плюрализма мнений!», — как говаривал незабвенный Михаил Сергеевич Горбачёв.
Тест я прошёл с 30-ю (!) правильными ответами из 40. Получив от Библиотеки Автограда СМС : «Александр Владимирович! Вы самый умный !!!! Вы набрали аж 30 баллов!» — призадумался. Гордиться нечем. Сам не ожидал, столько неправильных ответов. Хотя из дюжины молодых историков только одна студентка набрала 31 балл. Кстати, чтобы немного развлечь читателей, предлагаю самим засечь 40 минут и ответить на эти вопросы.
Да, да,- это я именно вам, любознательный читатель! )
Чур! Только в ответы не подглядывать.
После тестирования моя «историческая пятница» продолжилась в Православном институте, на круглом столе: «Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации: проблемы и формы реализации».
Здесь меня ожидала встреча с Петром Серафимовичем Кабытовым. Приятно видеть своего университетского профессора из студенческой жизни XX века в XXI. : ))
Дискуссия на круглом столе представляла совокупность докладов-монологов. Разговор был уважительный и ровный, касался злободневных тем преподавания истории. Лично для меня откровением стала новость, что около 200 учебных пособий, в российской школе, совершенно диаметрально противоположно трактуют историю: Руси, Российской империи, Советского Союза, России. Резанула ремарка, что на изучение темы Великой Отечественной войны, у старшеклассников, отводится всего три урока… Ой, как мало!
Участники круглого стола не возражали, что, к сожалению, историки, — проигрывают «лидерам мнений» интерпретаторам из среды блогеров (привели пример какого-то Ивангая).
Меня тема исторических спекуляций и манипуляций — беспокоит. Очень уж нахально, безответственно, легкомысленно и нарочито искажаются неоспоримые факты исторической действительности, осовремениваются и упрощаются трактовки и мотивы поступков исторических личностей. Про немыслимые обобщения и сравнения — отдельный разговор. Речь не идёт о вольной трактовке в произведении искусства, допустим об убийстве Гитлера в кинотеатре, как это сделал Тарантино, в «Бесславных ублюдках». Нет, речь идёт о целенаправленном и политизированном тренде. Прошлое – мощное оружие всегда актуальной и современной ненависти. Прошлое — формирует отношение к настоящему и форматирует черты будущего.
Думаю, историкам необходимо писать и делиться рецензиями на исторические фильмы или фильмы, претендующие на название историческое кино. Необходимо настойчиво, ярко, с юмором и иронией обращать внимание на вопиющие и совершенно неприличные ляпы сценаристов и режиссёров. Нужно высмеивать и троллить не только бесталанных актёров, но и талантливых актёров-лентяев, нежелающих даже ради приличия правдиво воссоздавать и отображать эпоху, время и людей эпохи. Никто не умаляет право авторов фильмов и сериалов на художественное преувеличение, фантазии и реконструкции событий. Но совершенно необходимо консультироваться с историками-экспертами, на этапе сбора материалов и написания сценария. Пусть творцы не экономят на консультантах.
Правда вот сейчас подумалось, а может дело в продюсерах ? Ведь именно продюсеры запускают всю эту сложную машину эмоционального сопереживания, продуктом которой являются банальные денежные сборы.
Здесь наверное мне самое время задать вопрос: «Что предлагаете, Александр Курочкин?»
Предлагаю писать рецензии на исторические и квази-исторические фильмы.
Чтобы не быть голословным – представляю тройку рецензий на фильмы разных стран. Эти фильмы объединяет трагичный XX век, тема войны и Советского Союза или Советской России в войне.
Вот ссылки:
«Варшавская битва»
https://al-kurochking.livejournal.com/3421.html
«Служу Советскому Союзу или «Сволочам» вдогонку»
http://tlt.ru/articles.php?n=1942085
«Мой путь » – фильм о том, как любовь к бегу приводит людей в армию»
http://tlt.ru/articles.php?n=1943078
Фото исторического дня прилагаю.
На фото: Сам тест по истории России;
Студенты в Библиотеке Автограда;
Решаем тест;
Пётр Серафимович Кабытов , Ольга Александровна Лышова;
Ольга Анатольевна Безгина, Пётр Серафимович Кабытов, студент Семён;
Немного искусства;
На круглом столе в Православном институте;
Фрагменты докладов на круглом столе.
PS. Если кто-то заполняет тест — давайте по честному — 40 минут! )) Нужны «правильные» ответы от организаторов — пишите в личку.
Добавить комментарий