1.Как фильм затмил реальную историю
5 апреля 1242 года — битва на Чудском озере или «Ледовое побоище». Это сражение больше нам известно по фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятому в 1938 году. Один из самых известных и любимых советских фильмов всех времен.
Фильм удивляет до сих пор. Прекрасная игра актеров, добротная работа костюмеров, режиссерские и операторские находки в съемках. Знаменитый «вертикальный монтаж» Сергея Эйзенштейна. Попытайтесь сегодня достоверно снять массовую сцену рукопашного боя на мечах, копьях и секирах. Постройте достоверную батальную картину атаки рыцарской кавалерии. Это вам не «храброго сердцем» Мэла Гиббсона, в компьютерной графике оживить. Съемки «Александра Невского» велись летом, на площади, покрытой мелом, солью и жидким стеклом. Льдины тоже были бутафорские.
Правда, в каскадерах потребности не было. В съемках принимали участие кавалеристы РККА. Профессионалы. На дворе был 1937 год, и кавалерию еще никто не списывал со счетов.
Кого следует похвалить, так это костюмеров и бутафоров–оружейников. В советском кино еще не было этой дурацкой голливудской моды смешивать и микшировать костюмы, стили и эпохи. Той самой моды, что доводит до исступления и инфарктов специалистов и любителей — историков. Посмотрите на шлем африканца — гладиатора из одноименного фильма – да, да, типичный, шлем русского воина, татарского типа. : )
Очень жаль, что мне неизвестно имя мастера, который догадался использовать стандартные каски Красной Армии (СШ-36) и подшлемники для достоверного облика немецких кнехтов, в массовке.
Вот — яркий пример экономичного, эргономичного и художественного решения сложной творческой задачи.
А чего стоят мощные торсы и широкие, накладные плечи у Александра Невского, Гаврилы Алексича, Буслая и других брутальных героев? Современным рестлерам на зависть. 🙂
Очевидно, что «Александр Невский» создал свою собственную мифологию и породил штампы. Он стал не только культовым фильмом. Сама динамика, монтаж, массовые сцены вместе с потрясающей музыкой Сергея Прокофьева образовали гармоничное произведение искусства. Совершенно заслуженно, Сергей Эйзенштейн получил степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Эх, были времена, Фурсенко на Эйзенштейна не нашлось…
Всем фильм хорош, кроме полноты исторической правды.
2 . Историческая правда – или, как она в фильме представлена.
Скупо. Достаточно скупо.
Что действительно пострадало в историческом фильме — так это стремление к исторической достоверности.
Известно, что женщины на вече в Новгороде не допускались. А уж тем более участвовать в сражении. Жанна д-Арк еще не родилась.
По данным новгородской летописи, русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных братьев-рыцарей.
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так, кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём, католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем — Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
Рыцари Тевтонского ордена — корон на шлемах, и прочих украшений не носили. Не было у них такой бижутерии. Орден был рыцарский и монашеский. Внешняя скромность и воздержанность была в моде в XIII веке. Это потом, в 15-16 веке начался дизайнерский бум на шлемах. Тогда и появились пресловутые «короны», «рога», «птицы-фениксы», «единороги» и т.п. И то только ради представления на турнирах. Военные люди ценили функциональность потребительских вещей. Плюс — все ливонцы по уставу носили бороды.
Большая часть войска у Александра — не ополчение. В основном сражались по-современному — «сотрудники частных охранных предприятий», принадлежащих купцам и боярам Новгорода. Ремесленники и кузнецы – интеллигенция того времени, и на поле брани делать им было нечего. Это вам не 1941 год, под Москвой, с дивизиями народного ополчения. Война в средневековье была делом профессионалов. Поэтому кузнец, изрекающий: «Эх, коротка кольчужка!» сидел бы в апреле 1242 года в Новгороде и занимался бы оружейным бизнесом.
О потерях новгородцев и ливонцев ничего толком неизвестно. Поэтому и силы сторон историками исчисляются произвольно. Примерно 15-17 тыс. у Александра и 10-12 тыс. в войсках Ордена. Это очень много. По польскому средневековому законодательству, 3-6 человек считались шайкой, больше 12 человек – войском!
Тема численности еще может возникнуть в связи с объективными условиями наличия необходимых ресурсов, чтобы прокормить людей и лошадей в самый трудный период года – весной.
С учетом того, что Александр зимой 1242 года вторгся в Ливонию, отбил Псков и разрушил крепость Копорье – дела у «братьев рыцарей» были незавидные. В смысле продовольствия. Его можно было бы получить, в случае нападения и завоевания Новгорода и окрестностей. Но об этой житейской нужде «псов рыцарей» в фильме ничего не сказано.
Поэтому это и художественный исторический фильм. Тем более – 1938 года.
Об исторических несуразицах фильма писали еще в двадцатом веке. Но как-то глухо. Глупо было говорить о недостатках, если фильм был идеологически правильным и понравился товарищу Сталину. А товарищ Сталин — просто так, без пользы для общего дела, никого не хвалил.
Если разобраться со сценарием, нужно сделать некоторые примечания. Фильм вышел в 1938 году. Съемки начались раньше. Разгар идеологической борьбы, репрессий. Одних только победивших фашизмов было три: классический итальянский, молодой германский и азиатский – японский. Поэтому появление такого яркого, доступного и понятного материала для пропаганды переоценить нельзя. Отношения с Германией у СССР были сложные. В 20-х годах – сотрудничество. В 30-х –конфронтация и война в Испании. Коммунизм и фашизм – это совершенно различные идеологи. Но каждый хотел показать свои хорошие стороны и подчеркнуть коварство, жестокость и негодяйство противника.
Ведь именно по идеологическим соображениям внесена сцена сожжения младенцев. Обычно в летописях скромно пишут об избиении и «стар и млад». Причем избивали всех, все участники военных конфликтов.
Справедливости ради следует отметить, что большими специалистами по сжиганию пленных, были не «братья-рыцари», а те самые коренные язычники- прибалты: прусы, чудь, эсты и литвины. Причем, часто безо всякой экономической выгоды, безо всякого выкупа, просто даром. Времена были суровые. «Око за око» — формула универсальная для всего средневековья.
Ладно, не буду больше водить за нос нетерпеливого читателя, теперь о главном. Так почему же нам до сих пор неизвестно о потерях с новгородской стороны в Ледовом побоище? Почему так разнятся в описании русские и ливонские летописи?
3. Версия Ледового побоища
Выделяю курсивом, версию Сергея Павлухина. Мне кажется, что эта она имеет право на существование.
Удивительное дело – отдельные эпизоды жизни Александра Невского известны всем, а общая картина его военного гения во многом не известна даже историкам-профессионалам. Попробую сделать картину чуть более ясной…
В начале 1234 г. тринадцатилетний Александр вместе со своим отцом, князем Ярославом Всеволодовичем, участвовал в сражении с рыцарями ордена меченосцев близ Дерпта (современный эстонский город Тарту). Опрокинутое сильным встречным ударом русской рати, воинство крестоносцев было загнано на лед реки Эмбах (ныне – Эмайыги). Лёд, не выдержавший тяжести бежавших рыцарей и их коней, проломился, и много рыцарей утонуло. Эта битва стоила русским всего нескольких человек убитыми. Юный княжич обязательно должен был всё запомнить, ибо это сражение стало его боевым крещением.
Воспользовавшись «замятней» на земле русичей, агрессивная Литва напала на новгородский город Руссу, находящийся южнее озера Ильмень. Новгородцы во главе с князем Ярославом Всеволодовичем на ладьях отправились на помощь. Отступавших литовцев нагнали в дубраве под Торопцом. В бою было «избито множество литвинов», а новгородцы потеряли десять человек. Князь Ярослав, отец Александра, был талантливым полководцем. Сын перенял этот опыт.
К 1240 году вал нашествия Батыя уже прокатился по Руси. Нетронутыми оставались Псков и Новгород, где княжил молодой Александр Ярославич. Известно, что князь Александр Ярославич знал о готовящейся агрессии шведов. Неизвестны были лишь время и место вторжения.
Дальнейшее широко известно, но подробности остались в тени. Историк А.В. Шишов пишет, что удар по лагерю шведов был тройным: князь со своей дружиной ударил в центр, остальная новгородская конница – вдоль Ижоры, а пешее ополчение – вдоль Невы. Атаку произвели без обычного в таких случаях сигнала труб, так как дорога была каждая секунда. В этом бою было убито примерно двести шведских рыцарей («а простых воинов – без числа»), сколько же их было всего – неизвестно. Общая численность шведского воинства составляла пять тысяч.У Александра было восемьсот конных и пятьсот пеших воинов. Внезапность атаки обеспечила новгородцам минимальные потери – двадцать убитых. Их похоронили в Новгороде и поминали поименно в течение трех столетий. Запомните эту подробность.
Пропустим события связанные с изгнанием Александра из Новгорода и его возвращением туда. Перейдем к событиям у Чудского озера.
После освобождения Изборска князь Александр Ярославич двинулся в поход на Ливонию. Он дал право своему войску воевать «зажитнем», т.е., наносить врагу максимальный материальный ущерб. Шла зима 1242 года. Вице-магистр Ливонского ордена Андреас фон Вельвен не вынес такого удара по карману и по зимним дорогам выступил в поход на новгородцев.
Александр Невский находился в это время на западном берегу Псковского озера, постепенно продвигаясь севернее, к Чудскому. Создается впечатление, что у князя была информация о действиях, предпринимаемых рыцарями, и он специально маневрировал на ливонском берегу.
Дозорный отряд Домаша Твердиславича и воеводы Кербета неожиданно натолкнулся на главные силы рыцарей. Бой был неравный, большая часть отряда вместе с Твердиславичем погибла. Уцелевшие воины принесли печальную весть Александру.Князь понимал, что противник теперь знает о нахождении его войск от пленных, которых (по обычаю тех времен) подвергали пыткам. Отсюда следует, что рыцари захотят проверить показания пленников и проведут разведку. А новгородцы уступали немцам в «техническом оснащении»: были хуже вооружены, слабее защищены доспехами. Один рыцарь в бою равнялся десятку легковооруженных воинов.Численность русского ополчения оценивается историками в 15-17 тысяч человек, войск ордена – в 10-12 тысяч. Летописных подтверждений этим цифрам нет. Историки делали свои расчеты, исходя из общих возможностей противников.
При таком положении рыцари в бою залили бы весь лед Чудского озера русской кровью. Победа досталась бы Александру очень высокой ценой, но о потерях новгородцев историки говорят как-то вяло: «Немало пало дружинников и ополченцев».
Странная вещь получается: в 1234 г. под Дерптом русские потеряли несколько человек, под Торопцом – десять, на Неве (всего два года назад) – двадцать. Сколько же было «немало павших», если о них только это и сказано, вдобавок даже в церквях погибших не поминали?
Побоищем на Руси называли такое сражение, в котором один из противников, имея абсолютное превосходство во всем, практически без потерь полностью истреблял другого.
Даже трагические сражения с войсками Орды, громившими Русь, назывались битвами, но отнюдь не побоищами.
Почему у предполагаемого места битвы (скалы Вороний Камень, ныне скрытой водой) аквалангисты не нашли никаких следов боя? Может, не там искали?По версии исследователя А. Подъяпольского, князь Александр Невский с войском встал лагерем на западном берегу Чудского озера. И наступил день 5 апреля 1242 года.
Александр позволил немцам провести разведку своего лагеря. И со стороны было видно, что позади русских местами из-подо льда проступает вода.Как только стало понятно, что ливонцы готовятся к бою, Невский свернул лагерь, приказал замести снегом все следы и передвинулся вдоль берега к некоему месту, где лед еще был достаточно прочный. Одновременно лагерь был перенесен на 500 метров восточнее – на лед. Рельеф местности соответствовал месту первой стоянки: заснеженная равнина, незаметно переходящая в ледяное поле, обязательно с проталинами воды вдали, позади русского лагеря. Около воды новгородцы еще и нарубленных кустиков в лед натыкали – картина «берега» выглядела вполне убедительно.
И вот компактной массой атаковала немецкая «свинья» Как минимум 45о конных рыцарей и около 11 тысяч пехотинцев. Один рыцарь с конем весил не менее 300 кг, а весь «клин» не меньше одной тысячи тонн. Прибавим к этому солидному весу неизбежный резонанс пехотного строя – в плотном строю пехота обязана бежать «в ногу», иначе боевое построение мгновенно разрушится при первом же сбое даже одной шеренги.
Лед лопнул, и рыцари думать забыли о бое. Фильм «Александр Невский» иллюстрирует происходившее в действительности. Убитых рыцарей не было – были только утонувшие. За несколько минут Ливонский орден потерял четыреста рыцарей, а сколько погибло пеших воинов — знает только Господь Бог!Новгородцы спасали тонущих рыцарей. Выудив из воды остатки орденского командования, князь Новгородский потребовал у рыцарей немедленного заключения мирного договора. И договор, обеспечивший общую стабильность северо-западных границ на последующие 300(!) лет, был заключен именно на Чудском озере, а все дальнейшие события: торжественная доставка в Новгород пленных, приезд орденского посольства и прочее – были всего лишь спектаклем, который русские и немцы разыгрывали для… все остальной Европы.
-
Если бы на Западе узнали, что грозный Ливонский орден попался в примитивную ловушку – «волчью яму» ордену настал бы конец. Над ним смеялась бы вся Европа, а это страшнее, чем плен или даже гибель в бою, — рыцарская честь не позволяла смеяться над собой.
Александр легко мог уничтожить Ливонский орден, лишь доведя всю правду о Ледовом побоище до иностранных купцов, но он этого не сделал. На место этих немцев придут другие, снова придется воевать, а Новгороду нужен прочный мир с Западом. Русичи понимали, чем могла обернуться излишняя похвальба своей победой – европейские рыцари могли бы захотеть отомстить за позор своих «коллег», вдобавок, при содействии татар. Пусть лучше все будут считать, что русичи победили в жестоком бою – это будет свидетельствовать о силе новгородского войска, и любой противник подумает: а стоит ли идти войной против таких воинов? И победители умолчали о своей победе, что гораздо труднее, чем молчать о своем поражении…
И привезли новгородцы хоронить своих убитых в родной земле, — это были Домаш Твердиславич и воины его «сторожи», чья гибель стала основой не имеющей аналогов в мировой военной истории Победы.
Ливонские (орденские) летописи сообщают о битве много интересного: армия оказалась в кольце, на каждого рыцаря набросились по 60 русских, «братья-орденцы упорно оборонялись, но их одолели…» Орден тоже молчал, ибо очень боялся «потерять лицо» после столь позорного поражения.Через 38 дней после Ледового побоища Александру Ярославичу Невскому исполнился 21 год!
А в 1262 году князь Александр Невский, митрополит всея Руси Кирилл, магистры Тевтонского и Ливонского духовно-рыцарских орденов и Magistrum Templearum — магистр Ордена Храма, приезжают во Владимир, где празднуют рождение и крестины четвертого сына Александра Невского – Данила. Через год, 15 ноября 1263 года, Александр Невский умирает, в возрасте сорока трех лет.
Послесловие
Вот такая история про 5 апреля и главного человека этого дня — полководца, политика и дипломата, православного святого, покровителя российского воинства — Александра Ярославича Невского.
Александр Курочкин
Некоторые подробности о фильме и битве из сети Интернет:
По данным новгородской летописи, русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных братьев-рыцарей.
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так, кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём, католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем — Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
Добавить комментарий