Есть в селе Ягодное, Ставропольского района , Самарской области длинная улица, которая носит имя Алексея Грачёва, — уроженца этого села.
8 мая 1945 года после выполнения боевого задания над Балтийским морем, не вернулся Пе-2, 44 отдельной авиационной эскадрильи, 15 отдельного разведывательного авиационного полка ДКБФ , Героя Советского Союза, капитана Алексея Ивановича Грачева. ( 23 апреля 1914 г. – 8 мая 1945 г.).
В 1935 году Алексей Грачёв, с отличием окончил Ейскую школу лётчиков. В 1939-1940 годах в составе 70-го отдельного авиационного отряда Балтфлота участвовал в советско-финской военной кампании – совершил 34 боевых вылета.
Алексей Грачев одним из первых летчиков на Балтике взялся за освоение пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Выполнял экспериментальные разведывательные полеты продолжительностью до пяти часов.
5 ноября 1944 года, за 420 успешных боевых вылетов, Алексей Грачёв представлен к званию Героя Советского Союза. “Золотая Звезда № 5042”
В составе экипажа пикировщика, был ещё один Герой Советского Союза, штурман, старший лейтенант — Григорий Иванович Давиденко , стрелок радист – старшина Михаил Мурашко.
“Пешка” была сбита немецким истребителем в 7 ч. 52 минуты в районе Либавы. Это произошло уже после подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил , за считанные часы до вступления в силу 8 мая, в 23.01, по Центральноевропейскому времени – официальному времени окончания Второй мировой войны… Никто из экипажа ПЕ-2 не воспользовался парашютом…
Редкий случай, но достоверно известно, кто сбил советский пикировщик-разведчик.
Командир К7./JG54.обер-лейтенант – Герхардт Тхибен. Эта была 157 победа, двадцатитрёхлетнего кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями (№ 822) . Возможно, это последняя воздушная победа з эскадры люфтваффе JG-54 «Грюнхерц», во Второй Мировой войне.
8 мая 1945 года, «Фокке-Вульф 190- Д-9» обер-лейтенанта Тхибена летел с группой истребителей сдаваться англичанам в Фленсбург. Тхибен взял с собой пассажира, своего механика. Видимо цель показалась немецкому пилоту слишком лёгкой. Риск оказался оправданным, советские пилоты просто не заметили противника. Они шли курсом на свой аэродром, в последний день войны…
Давайте вспомним сегодня и помянем – Алексея Ивановича Грачева и его экипаж, лётчиков, не вернувшегося с войны, за несколько часов, до наступления мира.
И З Н А Г Р А Д Н О Г О Л И С Т А
На командира звена 44 АЭ, 15 ОРАКП ВВС КБФ капитана ГРАЧЕВА Алексея Ивановича
Указ от 5.11.1944 года
Год рождения — 1914
Национальность — русский
Соц. положение — учащийся
Партийность — кандидат ВКП/б
С какого времени в РККА или РКВМФ — с 1935 г.
Участие в гражданской войне — не участвовал
Ранения и контузии — не имеет
Представлялся ли ранее к награде, когда и за что — за отличное выполнение боевых заданий командования 1.09.42 г., 17.01.43 г. 13.05.43 г. и 21.05.44 г.
Какие имеет поощрения, награды и за что — за отличное выполнение боевых заданий награжден тремя орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени — 29.09.42 г., 27.01.43 г., 27.05.44 г. и 02.07.43 г.
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену — в белой армии не служил, в плену не был.
Постоянный адрес — 44 АЗ, 15 ОРАКП ВВС КБФ
I. Краткое .конкретное изложение личного подвига или заслуг
В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с первых дней.
За период Отечественной войны тов. ГРАЧЕВ боевыми делами показал себя до конца преданный нашей Родине. Инициативного, волевого, тактически грамотного и настойчивого офицера в деле выполнения боевых заданий командования.
Летая одиночным самолетом Пе-2 всего совершил 215 успешных боевых вылетов на бомбоудар по кораблям, транспортам, военно- морским базам и арт. батареям пр-ка, на разведку морских и сухопутных коммуникаций, АФС ФМБ, аэродромов, переднего края обороны и района расположения арт. батареи противника на Ленинградском фронте.
Из них: 32 самолетовылета на бомбоудар и разведку по кораблям, транспортам, ВМБ пр-ка в Финском заливе и Ладожском озере.
92 самолетовылетов, на дальнюю разведку и АФС ВМБ противника Виндава, Либава, Рига, Пернов, Палдиски, Таллин, Ханко, Хельсинки, Котка.
57 самолетовылетов на разведку и АФС ВМБ и плавсредств пр-ка в Ладожском озере.
18 самолетовылетов на разведку и АФС жел. дор. узлов, шоссейных дорог и аэродромов противника на Ленинградском фронте.
15 самолетовылетов на аэрофотосъемку переднего края обороны противника и района расположения арт. батарей на Ленинградском фронте.
Как летчик-пикировщик и разведчик подготовлен отлично во всех отношениях. Матчасть самолета Пе-2 знает отлично и грамотно эксплуатирует, техника пилотирования отличная.
Из 420 посадок за период Отечественной войны не имел случая поломок и аварии матчасти.
Летает при любых метеоусловиях и в ночное время, и не имел случаев потери ориентировки, вынужденных посадок и не выполненных боевых заданий по его вине.
Боевые задания командования выполняет исключительно настойчиво, тактически грамотно и проявляет разумную инициативу, что обеспечивает ему давать полноценные данные о противнике.
Все экспериментальные полеты на самолете Пе-2 с продолжительностью полета до 5 часов на разведку ВМБ пр-ка Ханко, Турку, Пернов, Рига, Виндава, Либава — принадлежат капитану ГРАЧЕВУ.
В сложной обстановке ориентируется быстро и решения принимает грамотно. Всего имел до 35 встреч с ИА пр-ка, из них провел 7 ожесточенных воздушных боев, но владея отличной техникой пилотирования, мужеством и самообладанием всегда выходил победителем.
Дважды горящий самолет приводил с территории противника и производил посадку на воду в Финском заливе и спасал жизнь всему экипажу. На его боевом счету имеется: 4 уничтоженных арт. батареи противника, в 7 случаях приводил к молчанию арт. минометные батареи обстреливающие наш передний край обороны города Ленинграда. 1 разбитый желдор. эшелон, в Ладожском озере потопил 2 быстроходные лесобаржи в Финском заливе нанес повреждения 2 СКА, 1 ПЛ, 1 СКР противника. Разбросал на территории пр-ка 3,5 миллиона агитлистовок.
22,10,42 г. первым обнаружил десантные суда пр-ка в Ладожском озере, шедшие на остров Сухо и беспрерывно вел наблюдение и наводил нашу авиацию до полного разгрома вражеского десанта.
Ведя воздушную разведку, представляет своевременно и с достоверной точностью ценные сведения о противнике.
Только за май, июнь и июль месяцы 1944 г. по его разведданным авиацией ВВС КБФ было потоплено 6 крупных транспортов противника.
За отличную разведку и АФС имеет благодарности от командующего ВВС КБФ, от командующего КБФ, от командующего Лен. фронтом, от командующего Приморской армии Лен. фронта и Народного Комиссара ВМФ.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, совершенные 215 успешных боевых вылетов и проявленное при этом смелость, мужство, стойкость и геройство достоин высшей правительственной награды — ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
п.п. Командир 15 ОРАКП ВВС КБФ
подполковник — Усачев
II. Заключение вышестоящих начальников
В Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками тов. ГРАЧЕВ проявил высокое летное мастерство и беспредельную преданность Родине.
За период Отечественной войны совершил 215 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2, из них 183 — на разведку противника в Финском заливе и 32 на бомбоштурмовые удары по технике и живой силе врага.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками ходатайствую присвоить командиру звена 15-го отдельного разведывательного авиационного Краснознаменного полка, капитану ГРАЧЕВУ Алексею Ивановичу звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
п.п Командующий ВВС ШБФ
генерал-лейтенант авиации — Самохин
1.09.44 г.
III. Заключение военного Совета флота
За успешно совершенные 215 боевых вылетов, из них 183 вылета на разведку военно-морских баз и доставку командованию ценных сведений о противнике, военный совет Краснознаменного Балтийско¬го флота ходатайствует о присвоении капитану ГРАЧЕВУ Алексею Ивановичу звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
п.п. Командующий КБФ
Адмирал- Трибуц
Член военного совета КБФ
вице-адмирал- Смирнов
сентября 1944 г.
Добавить комментарий