Алекса́ндр Алекса́ндрович Арха́нгельский (1892—1978) — советский авиаконструктор.
Доктор технических наук (1940). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Герой Социалистического Труда (1947). Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий.
Родился 17 (29 декабря) 1892 года в Казани. Сын статского советника[1].
В 1911 году с серебряной медалью окончил Московскую 4-ю гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета[1]. Однако уже в 1912 году перешёл в Императорское Московское техническое училище, где стал участником воздухоплавательного кружка под руководством Н. Е. Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории. С 1915 года преподавал в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Жуковском расчетно-испытательном бюро. В это время Архангельский стал другом А. Н. Туполева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и А. А. Микулина.
Окончив МВТУ в 1918 году, Архангельский начал работать в недавно созданном Центральном аэрогидродинамическом институте помощником заведующего авиационным отделом (заведующий — Андрей Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций.
Совместно с Б. С. Стечкиным Александр Архангельский в 1920-е годы спроектировал и построил несколько аэросаней «Арбес», ряд которых выпустили небольшими сериями.
С 1922 года Александр Архангельский работал помощником у А. Н. Туполева, а с 1926 года — заместителем главного конструктора.
В 1932 году Александр Архангельский был назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе КБ Туполева, а в 1936 году — главным конструктором самостоятельного конструкторского бюро на авиазаводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по запуску в серийное производство бомбардировщиков СБ.
В 1938 году Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был. Александр Архангельский был направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941 году.
После начала Великой Отечественной войны КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева, после чего было эвакуировано в Омск.
Александр Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора.
В 1943 году Александр Архангельский вместе со всем персоналом КБ Туполева вернулся в Москву, где работал на авиазаводе № 156 над модернизацией Ту-2.
В конце 1945 года, когда И. В. Сталиным поставлена цель по созданию стратегических бомбардировщиков Ту-4, Александр Архангельский стал правой рукой Андрея Николаевича Туполева. Летом 1947 года опытная партия самолётов Ту-4 участвовала в воздушном параде над Москвой.
Могила А. А. Архангельского и его родственников на Новодевичьем кладбище.
С 1971 года Александр Архангельский работал председателем Научно-технического совета ОКБ А. Н. Туполева и главным конструктором ОКБ.
А. А. Архангельский умер 18 декабря 1978 года.
На фото: Ту-16 из Паркового комплекса — первооснова для первого гражданского реактивного пассажирского самолёта Ту-104 .
Приглашаем Вас лично посмотреть на этот и другие экспонаты Парка.
5 января 2020 года на Рождественские манёвры. “6+”
С 12.00 вас ждут: интерактивные площадки с народными играми и забавами, конкурсы и викторины, концертная программа, а также поздравление от деда Мороза!
С 14-00 до 14-30 в Парке пройдёт военно-историческая реконструкция Великой Отечественной войны. Зимний бой 1942 г. (Ржевский выступ) , с участием военно-исторических клубов Поволжья.
Наш адрес:
Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова : 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти,ул. Южное шоссе, 137, остановка Поликлиника ВАЗа удобно доехать, используя маршрутные такси N 126, 136, 326.
Почта: mauk.pkit@yandex.ru сайт https://pkitis.tltsu.ru
Администратор, экскурсоводы, :тел. (8482) 58-09-59,
Добавить комментарий