Есть в селе Ягодное, Ставропольского района , Самарской области длинная улица, которая носит имя Алексея Грачёва, -уроженца этого села. Эту историю, узнал от Нэллы Лобановой, историка — архивиста города Тольятти. Современные возможности Интернета могут только добавить подробностей. Но факты от этого становятся не менее драматичными.
8 мая 1945 года после выполнения боевого задания над Балтийским морем, не вернулся Пе-2, 44 отдельной авиационной эскадрильи, 15 отдельного разведывательного авиационного полка ДКБФ , Героя Советского Союза, капитана Алексея Ивановича Грачева. ( 23 апреля 1914 г. — 8 мая 1945 г.).
В 1935 году Алексей Грачёв, с отличием окончил Ейскую школу лётчиков. В 1939-1940 годах в составе 70-го отдельного авиационного отряда Балтфлота участвовал в советско-финской военной кампании – совершил 34 боевых вылета.
Алексей Грачев одним из первых летчиков на Балтике взялся за освоение пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Выполнял экспериментальные разведывательные полеты продолжительностью до пяти часов.
5 ноября 1944 года, за 420 успешных боевых вылетов, Алексей Грачёв представлен к званию Героя Советского Союза. «Золотая Звезда № 5042»
В составе экипажа пикировщика, был ещё один Герой Советского Союза, штурман, старший лейтенант — Григорий Иванович Давиденко , стрелок радист — старшина Михаил Мурашко.
«Пешка» была сбита немецким истребителем в 7 ч. 52 минуты в районе Либавы. Это произошло уже после подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил , за считанные часы до вступления в силу 8 мая, в 23.01, по Центральноевропейскому времени — официальному времени окончания Второй мировой войны… Никто из экипажа ПЕ-2 не воспользовался парашютом…
Редкий случай, но достоверно известно, кто сбил советский пикировщик-разведчик.
Командир К7./JG54.обер-лейтенант — Герхардт Тхибен. Эта была 157 победа, двадцатитрёхлетнего кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями (№ 822) . Возможно, это последняя воздушная победа з эскадры люфтваффе JG-54 «Грюнхерц», во Второй Мировой войне.
8 мая 1945 года, «Фокке-Вульф 190- Д-9» обер-лейтенанта Тхибена летел с группой истребителей сдаваться англичанам в Фленсбург. Тхибен взял с собой пассажира, своего механика. Видимо цель показалась немецкому пилоту слишком лёгкой. Риск оказался оправданным, советские пилоты просто не заметили противника. Они шли курсом на свой аэродром, в последний день войны…
Давайте вспомним сегодня и помянем — Алексея Ивановича Грачева и его экипаж, лётчиков, не вернувшегося с войны, за несколько часов, до наступления мира.
Добавить комментарий