Петру Прусову — 75!

размещено в: НОВОСТИ | 0

Сердечно поздравляю с Днём Рождения! Поздравляем — Земляка, Творца, Воина, Руководителя, Семейного Предводителя, нашего Современника — Петра Михайловича Прусова! Здоровья, Удачи, Настроения, Планов и Проектов!!!

Этот текст написан пять лет назад, но актуален. Он представляет нашего Героя для знакомства.

«Петр Прусов – конструктор «Нивы» и герой книги»

20 января 2012 г. в Литературной гостиной прошла презентация книги «Петр Прусов» журналиста Дианы Стукановой.

Из семи миллиардов землян, живущих на планете, немногие могут гордиться тем, что они «нечто» придумали или сделали своими руками. И чтобы продукт их труда, фантазии или конструкции побывал на всех континентах Земли.

Уверяю, таких предметов немного. Это вам не «счастливый» карандаш-талисман самобытного художника, яхтсмена, альпиниста, погонщика верблюдов и собак, а по совместительству cамого скучного путешественника в мире Федора Конюхова…

Мне известен такой предмет. Это автомобиль — «Нива» 2121, первая оригинальная вазовская модель. Нива побывала на всех континентах Земли, включая Арктику и Антарктику. И везде для нее находилась полезная работа. Уверяю, «мерседесам», «лексусам» и «феррари» в Антарктиде делать нечего.

«Нива» — самая известная модель ведущего конструктора Петра Прусова.
В 2004 году, тольяттинская семиклассница Елена Глевасская, написала четверостишие:
Автомобиль с судьбой счастливой
Такая редкость, как алмаз
И мы гордимся нашей «Нивой»-
Она открыла миру «ВАЗ»

ПРИМЕЧАНИЕ 2017 года: Уточнение, Семикласснице — показалось, что она написала этот краткий шедевр. На самом деле тут видна рука — Юрия Кузьмича Целикова … : ))

Эти строки точны и правдивы. «Нива» стала прародительницей целого направления в автомобилестроении. И пресловутые японцы догоняли вазовцев десять лет …
В 1968 годeу польский социолог Ян Щепаньский в своей работе «Элементарные понятия социологии» дал определение культуры как «поля и результата деятельности человека». А базовым для этого определения Ян Щепаньский сделал понятие «культурный элемент». Одним из главных критериев культурного элемента является способность создавать вокруг себя «культурные комплексы», т.е. некие совокупности явлений, социальных институтов, общностей людей.
Можно смело сказать, что «Нива» Прусова и его коллектива такой культурный комплекс породила. «Нива»- герой ралли, книг и кинофильмов, «икона» клубов фанатов по всему миру и безо всякой анекдотной славы «Запорожца»….
Но вернемся к книге о ведущем конструкторе «Нивы». Петр Прусов — третий главный конструктор ВАЗа. У Петра Михайловича много ипостасей: инженер, руководитель, менеджер, исследователь, коллега, отец, дедушка, друг. Он сохранил в свои семьдесят лет подвижность, юмор, благородную простоту общения с самыми разными людьми, требовательность в работе и самоиронию. Он умеет слушать и слышать.
В этот зимний вечер на презентацию книги собрались соратники, коллеги, журналисты. Сама книга выглядит весомо и солидно, как и все книги издательства «Печатный двор АВТОВАЗ». Книга богато иллюстрирована. Фотографии разные по качеству, времени, жанрам и авторству. Это свойство хороших биографических книг, когда фото не ранжируются, из них не вырезаются менее значимые для повествования персоны, застолья, бокалы или дымящиеся сигареты. В песнях — важно любое слово. Фотографии передают приметы времен, этапы взросления, вехи становления своих героев. Приятно взять в руки такую книгу. Особенно приятно тем, кто причастен к совместной работе с Прусовым.
Прусов шутит:
— Тут Диана Стуканова и Александр Степанов, которые на правах авторов писали лишь о том, о чём сочли нужным, и умолчали о прочем. Надо отметить, что в книге не нарушен ещё один основной принцип повествования: «никто не врёт так, как очевидцы событий».
Речь Петра Михайловича со слегка уловимым белорусским акцентом образна и богата. Родившись в 1942 году в Белоруссии, Петр Прусов был одним из немногих, кто пошел в армию. Очень много белорусских мальчишек не попали в солдатский строй из-за ранений и контузий. У кого не было пальцев, у кого руки или ноги. Окопы еще не заросли. Земля была нашпигована осколками, неразорвавшимися снарядами, минами и бомбами… Детскими площадками для деревенских пацанов стали обвалившиеся окопы и блиндажи, лучшими игрушками — патроны, порох, амуниция …

Прусову везло.

Судьба Прусова неотделима от жизни людей военного поколения, повидавших и огни, и воды, и пение «медных труб хрущевской оттепели». Как говорят в Одессе: «пусть медные трубы вам поют Мендельсона, чем стараются за Шопена». Правда, Прусову могли сыграть Шопена и буквально. В 1962 году Петр Прусов, механик, водитель тяжелого танка «Иосиф Сталин -2», оборудованного минным тралом, разминировал от французских мин пустыню Сахару в Алжире. Была такая малоизвестная операция ВС СССР по мандату ООН. Работа была пыльной, жаркой и опасной. Тяжелый минный трал подрывал противопехотные и противотанковые мины, но можно было нарваться и на «шимозу» — это такая «гадкая» мина, прожигающая огненной, кумулятивной струей днище танка. Прусов, все-таки нарвался на «свою» мину. Был ранен и контужен, плутал по Сахаре несколько дней, пока его с полным сапогом крови не обнаружили вертолеты. Матери в Белоруссию уже успели сообщить, что ее сын погиб при исполнении воинского долга…

Так Прусова испытала судьба, он не был рожден погибать в африканской пустыне.

Биография Петра Михайловича богата неожиданными встречами. Чего только стоит история про забор. В начале 60-х, тракторист Прусов пахал целину и заснул в кабине ДТ-54… Трактор шел по целине, уж очень монотонный пейзаж. Проснулся Петр от хруста какого-то забора под гусеницами. Прибежали причитающие хозяева, и вездесущие дети…
Прошло почти 25 лет, и в Германии, однажды встретившись с «русскими немцами» из Казахстана, Прусов поймал пристальный взгляд пожилой женщины, которая не выдержав, спросила:
— А, это не вы нам забор поломали?

Прусову везет на судьбоносные встречи. Однажды он встретился с Марком Шагалом. Два земляка, познакомились на приеме в посольстве, затем встретились в парижском кафе, где вспомнили Витебск, и великий художник пояснял великому конструктору, как правильно писалось слово «лавка» — через «ф» в 1913 году…

Вернемся в 2012 год, в Литературную гостиную Библиотеки Автограда. На экране проектор показывал черно-белые кадры хроники. Рука с карандашом скользила по ватману. На чертеже – салон автомобиля с фигурами пассажиров. «Нива» бесшумно двигается по бездорожью. Молодые люди в старомодных пиджаках и рубашках что-то обсуждают у кульманов, спорят, улыбаются, склоняются над чертежами.
Эти старые беззвучные кадры напомнили автору этих строк то счастливое и далекое время 70-х, когда все развивалось, строилось и росло. Рос белоснежный город, шумели столетние сосны, висели лозунги и транспаранты: «Решения XXV съезда партии выполним и перевыполним!». На перекрестке улиц Дзержинского и Юбилейной, со стороны первого комплексного общежития, располагался самый удачный рекламный плакат за всю историю Тольятти. Кучерявый молодой человек (или девушка) в клетчатой рубашке и вазовском комбинезоне с «ладьей» на кармане улыбался (-лась), глядя на поток автобусов, шедших в Новый город с завода. Подпись гласила: «Я люблю тебя, жизнь!». Улыбка с того плаката внушала потрясающий оптимизм и надежду. Иногда я вижу отражение этой улыбки на лицах жителей Тольятти. Такая улыбка у Прусова.

Корреспондентам ТВ и газет одно удовольствие общаться с героями интервью, подобными Петру Михайловичу. Журналиста каждый огорчить может. Профессия нервная. Время не терпит, нужно написать материал, согласовать, сдать редактору, что-то подправить, уточнить. Прусов терпеливо и подробно отвечает на все вопросы. Что-то уточняет, подтверждает, дополняет.

Да-а, «старая вазовская гвардия» полна обаяния и шарма. Доктор технических наук Петр Прусов любит жизнь, друзей и работу. Он не почил на лаврах. Сейчас регион, где реализуется новый прусовский проект, это Чечня. В Чечне нужно дать людям работу. Прусов помогает в запуске и организации производства «Приоры» на автосборочном заводе в Аргуне. Это непростая задача, но Петр Михайлович уверен в успехе.
В заключение хочется поблагодарить всех, кто принял участие в судьбе книги «Петр Прусов». Автора Диану Стуканову, руководителя проекта «Корпоративная история» и редактора серии «Творцы АВТОВАЗа Александра Степанова, технического редактора Светлану Бондареву, дизайнера Александра Рудкина, директора ООО «Двор печатный «АВТОВАЗ» Веру Постнову, руководство АВТОВАЗа во главе с президентом Игорем Комаровым.
20160925_151401 20160925_151407 20160925_161614 20160925_161650 20160925_162505 20160925_150729 20160925_150556 20160925_161614
На фото: Пётр Михайлович Прусов на встрече со студентами Тольяттинского государственного университета в Парковом комплексе исттории техники им. К.Г. Сахарова 25 сентября 2016 г.

Читать книгу «Пётр Прусов» здесь:
https://drive.google.com/file/d/0BwVRS7Sk2irMLXk0UG44..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.