29 октября 2021 года, у истребителя-перехватчика МИГ-31, из Паркового комплекса истории техники имени Константина Сахарова – День Рождения.
Самолёту исполнилось 40 лет. Наш Миг — живой свидетель эпохи. Он пережил СССР, послужил России. Сегодня, наш ветеран рассказывает взрослым и детям историю своей страны, о времени «холодной войны», противостоянии двух государственных систем, о триумфе инженерной мысли и возможностях промышленности самого большого государства на планете Земля!
Сеть Интернет позволяет раскрыть историю нашего именинника. Цитируем по блогу http://www.kpopov.ru
«Выставленный в музее Миг-31 особенно интересен тем, что это — единственный самолёт в экспозиции музея, по которому удалось раскопать некоторые факты из его биографии. Неоценимую помощь оказал в этом Николай Морозов (никнейм Triton на форумах Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище (ДВВАИУ) и Российская военная техника). Вот что он сообщил по этой машине: Истребитель-перехватчик МиГ-31 («изделие 01»), заводской №69700107711, выпущен 29.10.81. Налет около 1000 часов, кол-во вылетов около 1000. Один из первых строевых самолётов этого типа. На нём сохранился первоначальный бледно-синий бортовой номер (с таким цветом б/н машина поступила в часть с ГАЗиСО — Горьковского авиационного завода имени Серго Орджоникидзе).
В 1981 году самолёт поступил в 786 ИАП (Правдинск), который с 1980 года осваивал МиГ-31. В 1994 году МО РФ выкупило с НГАЗ «Сокол» последние 12 машин МиГ-31Б (выпуска 1991 года) и они пришли в 786 ИАП (Правдинск), а 12 стареньких МиГ-31 первых серий (в т.ч. интересующий нас №69700107711) из 786 ИАП (Правдинск) были переданы в 790 ИАП (Хотилово), где только начинали осваивать МиГ-31.
В 2002 году по расформированию Правдинска и Моршанска их машины также были переданы в Хотилово. У самолетов первых серий к тому времени закончился ресурс и до 2004 года они были списаны, часть — проданы музеям, часть — утилизированы. Таким образом, в 2004 году Миг-31 №69700107711 был списан и куплен Техническим музеем АвтоВАЗ. Разобран, и на 2-х шаландах, на одной — фюзеляж, на второй — плоскости, кили, стабилизаторы и фальш-кили был перевезен в Тольяти.»
Для справки:
786 истребительный авиационный полк ПВО. позывной по связи: «Сайгак» Места дислокации: г. Правдинск, п.Истомино Нижегородская область. История части: Сформирован в сентябре 1941 года в виде отдельной ночной эскадрильи на И-16 в районе Брянска. В боевых действиях эскадрилья участвовала до ноября месяца. С началом первых налётов немцев в советский тыл передислоцирована в Поволжье на аэродром Правдинск Горьковской области, с которым полк сроднился на десятилетия. В конце февраля 1942 года сформированы 3 эскадрильи, полку присвоен номер 786. Матчасть в первые годы войны – ЛаГГ-3, Ла-5, Харрикейны… Задачи – охрана промышленных предприятий г.Горький и области в составе подразделений Горьковского корпусного района. После Сталинградской битвы вновь Ла-5, а позже и Ла-7 до 1949 года. После Лавочкиных некоторое время полк летал на высотных Спитфайрах-9. Первыми реактивными самолётами для 786 иап стали Як-17Б. С декабря 1952 года поступают МиГ-15, а с 1955 – МиГ-17, МиГ-17Ф. На 19-е МиГи полк пересел достаточно поздно, в 1959-м году, к тому времени это была уже совершенная модификация – МиГ-19ПМЛ. Боевое дежурство на них 786 иап нёс до самого перевооружения на эпохальный МиГ-25П (1971 г.), на них же и участвовал в знаменитом Параде 1967 года. Зато МиГ-25П поступили в Правдинск сразу после принятия их на вооружение: исследование ЛТХ, боевое применение, лидерная эксплуатация МиГ-25П – всё это происходило в 786 иап. А спустя 10 лет, в 1981-м – вновь войсковые испытания, уже на МиГ-31. В 1983 г. полугодовая командировка на Сахалин силами двух пар. С 1992 г. полк в составе 148 цбп, исследовательские полёты в интересах центра, с января 1993 г. – совместная с центром отработка дозаправок в воздухе на усовершенствованных МиГ-31Б. 1994 год – командировка в Армавир, 1995 – Парад Победы. Далее неуклонное снижение среднего налёта на лётчика до 30, до 18, и даже до 12 часов (в 1998-м)… Выход из состава Саваслейского центра, переход на двухэскадрильный состав… И печальный финал — директива Министра обороны от 30 ноября 2000 г. (ОШМ), согласно которой лидерный 786 истребительный авиационный полк перестал быть нужным. Отличный полк, десятилетиями занимавший 1-е места в округе, множество раз награждённый переходящими Знамёнами и Грамотами, дважды — Вымпелами МО, воспитавший нескольких видных военачальников к концу лета 2001 года был окончательно расформирован.
Мы рады, что ветеран МИГ-31 обрёл место стоянки в нашем Парке.
Добро пожаловать в Парк!
Фото: Олега Захарова
Добавить комментарий